-
Причастие не выделялось в отдельную группу как часть речи
-
Ученые Александрийской школы сформировали окончательный вид античной системы частей речи, и, как утверждают исследователи, «современная терминология восходит к Александрийской системе». Уже в грамматике представителя этой школы Дионисия Фракийского причастие получает статус части речи. Согласно данной системе части речи различались «акциденциями», или признаками, под которыми сейчас понимают то, что связано с лексико-грамматическими категориями
-
Римский ученый Варрон разработал схему признаков, выделяющих части речи. Соответственно, именами назывались слова, которые изменялись по падежам, глаголами – изменяющиеся по временам, наречия – никак не изменяются, а причастия – изменяющиеся по падежам и временам.
-
В «Российской грамматике» М.В. Ломоносова выделяется восемь частей речи согласно античной традиции: имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие. Правда, внутри именной системы ученый выделил «собственно имя», имя прилагательное и имя числительное
-
-
А. X. Востоков, развивая учение М. В. Ломоносова, в самостоятельную часть речи выделил в «Русской грамматике» имена прилагательные, вывел из состава частей речи причастия, которые он рассматривал как особый разряд прилагательных. В прилагательных А. X. Востоков различал 5 групп: качественные, притяжательные, относительные, числительные (количественные и порядковые) и прилагательные действенные, т. е. причастия.
-
-
Д.Н. Ушаков - другой последователь Фортунатова, говорит о так называемых глагольных словах, обозначающих действия или состояния. Среди глагольных слов есть имена прилагательные, они называются причастиями. Причастия относятся к прилагательным – названиям, обозначающим признак предмета. Причастия – прилагательные, имеющие общую с глаголами основу, а признак, который они обозначают, показывает ещё время, настоящее и прошедшее.
-
«Глагол есть часть речи ,изображающая признаки производимыми деятельностью предмета. Прилагательное есть часть речи, изображающая признаки пассивно в предмете пребывающими. Если признак изображён производимый деятельностью предмета, то представление о предмете как о производителе признака совмещается с представлением о нем как обладателе признака. Иначе говоря, здесь глагольность совмещена с прилагательностью. Эта двойственная форма мысли есть причастие.» Д.Н.Овсянико-Куликовский
-
Внутри раздела прилагательных в своей статье Щерба поместил и описание причастий. Они составляют резко обособленную группу. Причастие подводится одновременно под категорию глаголов и под категорию прилагательных, имея с последними и общие формы, и значение. Теряя глагольность, они становятся простыми прилагательными.
-
Шахматов в «Очерке современного русского литературного языка» писал также, что и причастия, и деепричастия есть отдельные от глагола слова. Все эти слова объединяются тем, что образуются посредством определённых окончаний от общей основы, тем, что изменяются по общим всем им категориям. Но рассматривать их Шахматов предлагает в отделе глагола. Формы русского языка делятся на склоняемые (сюда же входит и причастие как «имя определяющее»), спрягаемые (глагольные личные формы) и неспрягаемые.
-
В прошлом краткие формы имен прилагательных, сочетавшись с категорией времени, оказались в переходной грамматической зоне, смежной с глаголом. Между тем от глагола шел поток форм, внедрявшихся в класс имен прилагательных. Это причастия, в которых глагольность выражается как окачествленное действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного. Естественно, что в причасти сохраняются основные семантические признаки глагольности, т. е. вид и залог.